воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Основные организационные формы бизнеса в России.

В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
В Российской Федерации предпринимательская деятельность может осуществляться в двух предусмотренных ГК РФ организационных видах:
¨  индивидуальное предпринимательство, осуществляемое гражданином без образования юридического лица;
¨  предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами (предприятиями различных организационно-правовых форм).

Индивидуальное владение представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом. Так, в США около 74% от общего числа всех зарегистрированных фирм являются индивидуальными предпринимателями, что составляет почти 13 млн. Показатель их вклада в совокупный годовой оборот (валовая выручка) гораздо скромнее - 7%, а величина среднего дохода на одну фирму - 42 тыс. долл. в год.
Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, то связывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень издержек внутри фирмы - индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.
Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществ индивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы организации бизнеса являются:
1.) простота регистрации при создании;
2.) налоговые льготы (во многих развитых странах);
3.) лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений (подробнее о предпринимательской функции.
4.) сильные стимулы к извлечению экономической прибыли. Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владение не лишено ряда недостатков, к основным из которых можно отнести:
а.) отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затрудненный доступ к ним);
б.) концентрация риска на ограниченной сфере деятельности
в.) сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени); высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества).
Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство. Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства являются менее распространенной формой организации бизнеса: в США на их долю приходится около 7% всех фирм, а их годовой оборот составляет порядка 4% от совокупного в национальной экономике. Однако величина их среднего дохода на одну фирму почти в четыре раза превышает аналогичный показатель для индивидуальных владений, достигая уровня 166 тыс. долл. в год.
.
К числу преимуществ партнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:
1.) относительная простота регистрации при создании;
2.) большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;
3.) специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.
Однако партнерствам присущи и определенные недостатки:
1) неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);
2.) возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;
3.) проблема «принципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);
4.) ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.
Наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладает корпорация. Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука - теория организаций. Неоинституциональная теория транзакционных издержек и, в частности, работы Уильямсона также внесла существенный вклад в изучение вопросов построения контрактных отношений внутри корпорации.
Хозяйственные общества — это коммерческие организации с разделенным, как и в хозяйственных товариществах, на доли учредите­лей капиталом, которые могут создаваться в следующих формах:
¨  общество с ограниченной ответственностью (ООО);
¨  общество с дополнительной ответственностью (ОДО);
¨  акционерное общество (АО).

Указанные три организационно-правовые формы получили в России наибольшее распространение, чему способствовали преду­смотренные ГК РФ и другими законодательными актами особенности и преимущества в сравнении с другими формами.

1 комментарий: